Праздник Рождества Христова

Рождество Христово – второй после Пасхи праздник в христианстве. Он соответствует центру неподвижного календарного круга церковных праздников.
Он один из самых любимых, особенно детьми. О празднике мы знаем из Евангелия от Матфея и от Луки. Очень много интересного можно узнать и из других источников: из богослужебных текстов, Преданий и толкований святых отцов. Они раскрывают интересные и мельчайшие подробности случившегося.
Когда подошел срок выхода Марии из стен храма, где она жила с трех лет, Она дает обет девства. Поэтому Ее отдают в руки восьмидесятилетнего Иосифа, который должен был хранить Ее чистоту и непорочность.
Иосиф забирает Деву Марию к себе в дом, но они еще не стали мужем и женой, а были только помолвлены. Вскоре в один из дней Мария получает благую весть, что Она зачнет Сына от Духа Свята и, не зная мужа, родит.sNFjlIgltdYКогда Иосиф узнал о беременности Марии, он не знал, что делать, он мучился, страдал, не понимал, как это могло случиться: ему же отдали Марию для хранения Ее девства, а тут случилась такая беда!
«Мария, что это я в Тебе вижу?», – вопрошает он. «Недоумеваю, удивляюсь и умом ужасаюсь. За честь – срамота, вместо веселия и похвалы – скорбь и укоризна. От иереев Церкви принял я Тебя непорочной, а что вижу?»
Но Дева не может ему открыть тайну, Она должна получить божественный знак, чтобы открыться Иосифу. Она тоже молча страдает. Иосиф решается отпустить Ее тайно, а не позорить перед всеми.
Но тайну зачатия Марии Иосифу Обручнику открывает Ангел, который является ему во сне и говорит, что Мария, жена его, родит Бога и на поклонение Ему придут волхвы с востока, и будут служить Ему честными дарами. Поэтому, продолжает Ангел, не бойся принять от Марии Рожденного, ибо от Духа Свята Он. Иосиф принимает Марию непраздной, как свою жену.
В скором времени в Иудее выходит приказ римского императора Октавиана Августа о всеобщей переписи населения. Согласно ему каждый еврей должен был идти в то место, откуда он происходит родом, и там он будет включен в государственный список. Отправляются на перепись из Назарета в Иудею и Мария с Иосифом. Направляются они в Вифлеем, в город Давида, из колена которого происходили.
Когда семья прибыла в Вифлеем, там все места в гостиницах и все дома уже были заняты.
Тогда пастухи предлагают им пещеру, в которую они загоняли зимой скот от непогоды. Поскольку Пречистая должна была вот-вот родить, семья принимает это предложение.
Вертеп показался Марии чудной палатой. Иосиф пошел искать повитуху, а Мария стала готовиться принять Своего первенца. Но пока муж ходил за повитухой, она уже родила. Затем, как и положено, перепеленала Младенца и положила Его в с ясли, которые были здесь же: из них кормили скот.
Так, в этой пещере, вместе с ослом, на котором ехала беременная Дева, и волом, который был приведен Иосифом для продажи, (часть денег он должен был отдать как дань кесарю, а на другую купить все нужное для себя и жены), Мария разрешается Богомладенцем Иисусом. А осел и вол тоже служили, согревая Младенца своим дыханием.
Рождение Спасителя в таком уничижении и умалении, в образе нищего раба, положенного в скотские ясли, было лекарством роду человеческому от гордости и самонадеянности, ставшими причиной изгнания Адама и Евы из рая. Богатый стал нищим, чтобы спасти богатых грехами и злобой сатаны.
Первым из живущих на земле, радость о Рождении Спасителя от ангела узнали пастухи. Они страшно испугались, потому что ангелы являлись людям как предвестники смерти.
Но он успокаивает: «Не бойтесь, потому что сообщаю вам радость великую: родился вам Спаситель, в городе Давида. И вот вам знамение: найдете Младенца повитого, лежащего в яслях». Пастухи поспешили посмотреть на чудо, о котором им было возвещено. И действительно, когда они вошли в пещеру, то нашли там Младенца, Его Матерь и Иосифа.
А на другом конце земли чуть раньше произошло еще одно чудо. Три звездочета, Гаспар, Мельхиор и Бальтазар, проживавшие в трех разных городах Востока, видят одновременно одну и ту же звезду: яркую, необычную, по величине превосходящую все другие звезды.
Они вспоминают пророчество Валаама, который задолго до события предвещал звезду Иакова, которая явится перед рождением Спасителя и Царя всех. Не сговариваясь, они тут же отправляются в путь на поиски Царя, о котором им возвестила звезда.
По дороге они встречаются и вместе отправляются в Иерусалим, к Ироду, жестокому и властолюбимому тирану, в то время правителю Иудеи.
Ирод наказывает волхвам: когда они узнают, где именно родился младенец, вернуться и рассказать ему, чтобы и он смог увидеть нового Царя и поклониться Ему. Понятно, что он хотел Его не увидеть, а убить: соперники тиранам не нужны.
Долго шли волхвы до места, к которому их вела звезда. И вот, наконец, звезда остановилась. Они вошли в пещеру, над которой остановилась звезда, и увидели младенца, которому везли дары: золото, как царю; смирну, как первосвященнику; и ладан, как человеку: им натирали умерших. В честь этих даров и установилась традиция дарить в Рождество подарки.
Небо принесло от себя дар – звезду, которая словно устами поведала, что пришло время исполнения пророчества о рождении Спасителя, она привела к Нему волхвов на поклонение, как и сказал во сне Иосифу Ангел. «Ангелы – пение; небеса – звезду; волхвы – дары; пастыри – чудо; земля – вертеп; пустыня – ясли; мы же – Матерь Деву», – воспевается в праздничном богослужении. Такова история этого чудесного праздника.

1 полоса

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"