Нелегкое счастье Лидии Пташкиной

С возрастом у человека сдает здоровье, меняется внешность, уходят силы, а вот, характер остается прежним. Лидия Пташкина и сейчас, в 85 лет, такая же беспокойная. Если бы могла, вскочила бы и побежала – в огород, во двор, схватилась бы за дела. Однако, вынуждена лежать из-за проблемы с позвоночником. И юбилей 10 апреля она встретила в постели, но это не значит, что не радовалась этому дню – дочь Надежда и внук Владимир смогли устроить дорогому человеку настоящий праздник, преподнесли ей и роскошный букет цветов.

Совсем недавно Лидия Ефимовна жила в своем доме в деревне Новоселки, где родилась и провела всю жизнь. А была она у нее нелегкой, как у большинства ее сверстниц. Детство женщины выпало на войну. Всего 8 лет исполнилось ей, когда нагрянули захватчики и начались скитания. Под страхом смерти пришлось и так уже испуганным людям оставить свои хаты – фашисты не церемонились: не хочешь выходить или медленно собираешься, получи пулю. Понурые, нагруженные скарбом, который подвернулся под руку, с маленькими детьми, погоняя ревущую скотину, конвоируемые высокомерными и наглыми здоровяками, в столбах пыли, поднимаемой многими ногами, шли они в направлении Петравич. А немцы расселяли их по всем близлежащим населенным пунктам, не спрашивая согласия и разрешения. Так и промаялись в беженцах два года, до самого освобождения.
Возвращались в 43-м уже с радостью, не замечая пути. Но ютиться пришлось под соседской крышей – в родном доме был развернут госпиталь, лечились наши бойцы. Но это уже было не в тягость. Жители готовы были отдать последнее, лишь бы быстрей настал конец войне. В деревне стояли и солдаты, им тоже было голодно. Лида вместе с подружками собирала для них в лугах щавель и другие съедобные растения. Сами же перемогались гнилой, оставшейся в поле картошкой. Выкапывали ее из земли, чем придется, а то и голыми руками. И как было обидно, когда наезжали на конях чужие хлопцы и отнимали добытое у девчонок.
С победой пришло сиротство – и радость и горе одновременно. Отец, хворый мужчина и по этой причине не мобилизованный, в 45-м умер от болезни сердца.
Начали возрождаться колхозы. Работать в них стали все, невзирая на возраст. У подростков сил немного, поэтому доверяли им грузить снопы на подводы, собирать колоски. Кажется, что необременительно, но за целый, до темна день Лида уставала так, что еле ноги волокла. А дома свои дела, нужно было помогать маме, тоже утомленной до предела.
Жизнь понемногу налаживалась. Появились конные сеялки, потом трактора и другая техника. В 20 лет Лидия вышла замуж за местного парня Василия, с которым прожили в любви и согласии без малого 60 лет. Построили дом для большой семьи, которая с годами увеличивалась: четверка сыновей шла друг за другом, потом родилась и дочь. Развели большое хозяйство.
Трудностей еще хватало. Некуда было девать детей. Присматривали за ними по очереди: то маму просила, то муж тракторист, из-за язвы желудка переведенный оператором машинного доения – включать аппараты, прибегал между дойками, а то и одних бросали, а вечером лечили синяки и ссадины. Приходилось платить большие налоги и, чтобы прокормить и одеть ораву, брала Лидия подработки – заготовку сена за Сожем. Мужики косили, женщины сушили, сгребали и ставили копны и стога. За это платили хоть и небольшие, но деньги.
Время шло, вот уже и колхозы объединили в совхоз «Староградский». Лидия Ефимовна поменяла полеводческую бригаду на животноводческую ферму, оттуда и на пенсию ушла, но сразу не бросила, еще несколько лет доила коров.
Хорошо помнит она и те дни, когда произошла Чернобыльская авария. Власти скрывали этот трагический факт от людей, и они продолжали заниматься обыденными делами. Вот и Лидия Ефимовна рассказывает, как сажали картошку у соседки и маялись от необычайной жары да пили и пили воду. Радиация, по ее мнению, нарушила привычный уклад, поломала устоявшийся порядок.
Честно, добросовестно и открыто прожила свои большие годы Лидия Пташкина. Ей есть, чем гордиться: воспитала детей, за самоотверженную работу награждена орденом Трудового Красного Знамени, Почетными грамотами, получала подарки и премии. И теперь, когда болеет, окружена заботой, вниманием и любовью.
Галина Лисименко
Фото М. Богдановича

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"