На юбилей к родному человеку

Испытания, выпавшие на долю рождённых в 30-е годы, были одинаковыми, но справлялись с ними все по-разному.

Глядя на 90-летняю Марию Михайловну Дудкину можно было подумать, что она обласкана судьбой, прожила все годы легко и припеваючи, не знала лишений и трудностей. То, что это не так, стало ясно из рассказа пожилой женщины.
До начала войны жила, как все деревенские ребятишки советской эпохи 30-х годов: не очень беззаботно, без излишка сладостей и игрушек, но счастливо. А в 41-м, в 11 лет рассталась с детством и с отцом, отправившимся на фронт. В 13 осталась сиротой и безотцовщиной. Пряталась от немцев в лесу и жила в землянке. А после освобождения ей с сёстрами и мамой, вместе с несколькими семьями пришлось вселиться в другой дом, так как свой оказался сгоревшим. Спали на полу. В школу ходили по очереди, обуваясь в единственные растоптанные бахилы. Уступив их сёстрам, Мария в 6-й класс не пошла.
Первую зиму протянули на мёрзлой картошке, которую выкапывали на заброшенных посадках. Колхоз помочь не мог, едва оправлялся после оккупации. Питались тем, что выращивали сами. Всему научились. «Я и сейчас, – говорит Мария Михайловна, – и печь сложу, и травы накошу, и пуньку построю».
Затем была работа по вербовке на Минском станкостроительном заводе. За старательность и трудолюбие поставили её бригадиром десяти таких же девчонок на стройке, которые подносили раствор, кирпичи и другие стройматериалы.
Возвратившись в Колюды, устроилась на лесопильный завод. Пять лет грузила брёвнами возы, доставляя их на распилку досок, производство различных изделий.
Бедовая, красивая и весёлая она пользовалась успехом у противоположного пола. Вскоре сошлась с парнем, проводила его на срочную службу. Первенца родила уже вдовой.
Имея ребёнка, выбирать не приходилось, пошла за того, кто взял, за отсидевшего «десятку» по приговору военного трибунала – был в армии заведующим складом и допустил растрату. Но человеком оказался хорошим. Построили дом в д. Кляпин, завели большое хозяйство, обрабатывали землю, растили четырёх дочерей и сына. Трудились оба в животноводстве сов-хоза «Волынцевский»: он пастухом и скотником, она – дояркой. Доила коров вручную и с аппаратами 25 лет, благодаря чему на накопленные деньги и купила дом в Корме.
На пенсию ушла в 50 лет. Дети к тому времени выросли и отделились. Всё, вроде, шло нормально. Но вновь осталась одна – тяжело заболел и умер муж, на следующий год похоронила маму.
Жила детьми, помогала растить внуков, которые теперь ухаживают за ней. Дочь Валентина живёт далековато, но приходит постоянно. Без неё Мария Михайловна, как без рук. Убрать, постирать, сварить, 15 соток огорода содержать – всё Валентина. Родной человек в доме куда лучше чужого, поэтому и от соцработника отказалась.
А здоровье разве будет крепким после стольких испытаний и в таком возрасте. Поэтому и ходит с палочкой, и глаз один не видит – операция не помогла. А после инсульта расчесаться и платок повязать сама не может, надеется на Валентину.
Рассказ этот был не жалобой, а просто повествованием. Характером Мария Михайловна такая же решительная и бескомпромиссная, обладает острым умом и хорошей памятью, как в молодости. По-прежнему заправляет всеми делами и роднёй.
Славный юбилей она отметит 6 июля в кругу 5 детей, 12 внуков и 19 правнуков, которые соберутся в её просторном доме за большим столом.

Галина ЛИСИМЕНКО

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"