Развод по…

Помните: сотрудники банка никогда не звонят по вайберу, не спрашивают полный номер карточки и коды подтверждения.

Наша газета не раз публиковала статьи о мошенниках, которые самыми разными путями пытаются выведать номера карточек и иную личную информацию по телефону, в социальных сетях, через SMS-сообщения. Казалось бы, все знают, к чему может привести излишняя доверчивость, однако наглости и упорству индивидуумов, продолжающих выискивать потенциальных жертв, можно только позавидовать. Самое интересное, что они продолжают «обработку», даже когда понятно, что собеседник уверен, что говорит с мошенником. Довелось пообщаться с такими и мне.

К Вам обратятся по имени
Звонок был по вайберу: в мессенджерах есть возможность установить любую фотографию и скрыть на время разговора номер телефона. На протяжении беседы с мошенниками его не было видно. Он определился лишь после окончания разговора и начинался на +491 (наш банк – в Германии?). Звонили в рабочее время. Конечно, им нужно создать видимость того, что они действительно являются сотрудниками банка. Но есть и ещё один нюанс: во время разговора лжебанкиры неоднократно ссылались на пункты договора с банком, который, конечно же, никто не берёт с собой на работу и не знает наизусть.
К собеседнику обращаются по имени. Здесь всё просто: звонок идёт по вайберу, а там, как известно, при наборе номера видно имя, заданное в профиле. К тому же, не исключена и кража данных, к примеру, в любом профиле в Интернете (социальные сети, интернет-магазины, различные площадки и сервисы), где вводился номер телефона и личные данные. Но человек, которому звонят и обращаются по имени, не всегда успевает об этом подумать. Такое обращение вызывает доверие. И напрасно.

Аргументы – «железные»
Потенциальную жертву мошенники пытаются выбить из колеи сообщением о том, что в данный момент у неё якобы пытаются украсть деньги с карточки. Согласитесь, мало найдётся людей, которые останутся равнодушны к тому, что их прямо сейчас обворовывают. Волнение и стресс в данном случае срабатывают на руку звонящим. Стоит поверить – и ловушка захлопнулась. Итак, «менеджер Николай» сообщил мне о попытке перевода и о том, что банк приостановил данную операцию, потому что она, цитирую: «Показалась нам подозрительной, так как осуществляется из Бреста, а Вы ни разу не совершали оттуда никаких операций». Но здесь вышла промашка: уже с первой фразы мне стало понятно, с кем я имею дело. Неужели в банке, обслуживающем миллионы людей, кто-то станет отслеживать историю моих платежей и мест, откуда они совершаются, и звонить с сообщением об этом? К тому же сумму в 51 рубль, которую якобы пытались списать, вряд ли в банке назовут «крупным переводом». Наша газета о подобных схемах «развода» писала неоднократно. Поэтому все последующие аргументы «спектакля» на меня уже не действовали, а разговор продолжился сугубо в попытке его записать, чтобы было с чем обратиться в правоохранительные органы. К сожалению, оказалось, что мой телефон не поддерживал функцию записи разговора в вайбере (к слову, есть несколько приложений, установка которых решает эту проблему, просто раньше такой необходимости не возникало).

Материал полностью опубликован в газете № 49 «Зара над Сожам» – печатная версия.

Олеся ШУТИКОВА

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"