Учитель, новатор и селекционер, любивший землю

Есть люди, как звёзды: загораясь сами, они отдают свет всему окружающему.

Один из них – Борис Плодунов. В Хизове знают о нём как о человеке, беззаветно преданном делу. Живы ещё соратники, работавшие с ним в школе, есть учащиеся и родственники, которые помнят учителя, любившего землю и всё, что произрастает на ней. Гордятся им и те, кто рождён позже, потому что оставил он яркий след в жизни деревни и односельчан. Многое о деятельности Бориса Плодунова можно узнать в Хизовской сельской библиотеке, полистав альбом и тематические папки, посвящённые знаменитым землякам, прочитав буклет, занимающий почётное место на стенде, посмотрев фотографии и заодно поучаствовав в исторических экскурсах.
В Хизовской школе Борис Семёнович начал работать в 1945 году, пройдя с боями по дорогам Великой Отечественной войны с первого и до последнего дня. Здесь проявились его любовь к земле, талант селекционера, садовода и агронома.
Пришкольный участок он расширил с одного до пяти гектаров, превратив его в настоящее опытное поле научного учреждения. Образовал первую на Кормянщине станцию юных натуралистов. Одновременно умножал знания, ранее полученные в Рогачёвском педагогическом училище, занимаясь на заочном отделении сельскохозяйственного института города Мичуринска.
С учащимися Борис Семёнович устраивал различные опыты по агрономии, изучению всевозможных сортов растений, их урожайности в условиях региона. Внедрял новые виды зернобобовых, овощных, плодово-ягодных культур и цветов.
Как вспоминают жительницы агрогородка Зинаида Неринг и Галина Захаркина, в их школьные годы учитель преподавал ботанику, биологию и химию. Часто уроки вёл на пришкольном участке, сам проводил на нём всё свободное время. Вдохновил земледелием юннатов, с их помощью насадив много сортов сирени, клубники, малины. А цветов, ранее не культивируемых в этой местности, было столько, что школа благоухала и живописала ими, была видна издали на большом расстоянии. В семенах или советах по выращиванию, которые просили в письмах, присылаемых со всей страны, не отказывал никому. Достижения он выставлял в Москве и других городах, всюду получая признание. Не забывал и о вкладе учащихся. Так, Галина Васильевна, тогда звеньевая юннатов, до сих пор восторгается подарком ВДНХ – часами. Бережно сохраняла и долго пользовалась ими.
В начале 60-х на базе станции юных натуралистов Хизовской школы как флагмана опытной работы и трудовой практики на пришкольном участке в области проводились биологические практикумы Гомельского пединститута. А в 1961 году на республиканском смотре школ Кормянскому району, представленному Хизовской школой, было присуждено переходящее Красное знамя, Борис Плодунов награждён знаком «Выдатнiк народнай асветы».
Поддерживал учитель и тесную связь с местными хозяйствами – совхозами «Богдановичи» и «Староградский», рекламируя новые урожайные сорта зерновых и кормовых культур, помогал их приобретать, давал агрономам советы по их возделыванию и выращиванию, организовывал агроучёбу кадров среднего звена. Постоянно интересовался успехами агропромышленного комплекса района и немало делал для его развития.
В памяти хизовцев остался Борис Плодунов и как неравнодушный, всегда готовый прийти на выручку человек. О его дружбе с односельчанами, внимательной доброжелательности рассказывают все, кому довелось с ним общаться. Среди них и Анна Поплавская, породнившаяся с названным дедушкой в последние годы его жизни. Двенадцатилетнюю девочку с мамой Екатериной Александровной привёз в Хизов его сын Михаил Борисович. Сразу признав её внучкой, Борис Семёнович устраивал ей экскурсии по окрестностям, разъяснял название и предназначение каждой травки, показывал свой сад, поразивший её воображение тем, что на привитых им плодовых деревьях, ветки ломились от совершенно разных плодов. Сумел её, бывшую горожанку, увлечь богатством природы родного края. Благодаря этому она решила пойти по его стопам, в 16 лет поступила в Чечерское ПТУ для получения профессии овощевода. Анна Викторовна сокрушается, что коротким оказалось их знакомство, всего-то несколько лет, и не удалось ей осуществить свои замыслы.
Новаторство Бориса Плодунова распространилось по всей Беларуси и сейчас даёт плоды. Его роль как зачинателя трудового школьного воспитания тех лет неоспорима.

Галина ЛИСИМЕНКО, фото из сети интернет

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"