Не жалею, что был там

Армейская закалка и боевой опыт и сегодня во многом помогают ветерану войны в Афганистане Сергею Садову. Он уверен: свой интернациональный долг в этой стране наши ребята исполнили достойно.

Жизнь будущего воина-интернационалиста начиналась так же, как у многих советских мальчишек. Деревенское детство, школьные годы и занятия спортом, а после – учёба в техникуме. Казалось, всё идёт своим чередом, как у большинства сверстников. Но привычный уклад в одночасье изменился, когда юноша в 1985 году был призван на службу в армии. Попал в группу 4А, а затем – в Узбекистан, где и готовили призывников к отправке в Афганистан. Как вспоминает Сергей Иванович, в те годы все уже знали, что идёт война:
– Все понимали, что там происходит. К тому времени при исполнении интернационального долга уже погиб наш земляк Александр Кашпоров. Но, наверное, воспитание у нас было другим: понятие о долге прививалось с юных лет. И молодость сказывалась – это же время, когда кажется, что плохое может произойти с кем угодно, но только не со мной. Уже никто не скрывал, что нам предстоит, любой мог остаться на Родине. Однако не припомню, чтобы кто-то отказался. К тому же в Советском Союзе выезд за границу был доступен не всем. А здесь – другой мир, который было интересно посмотреть.
Сначала новобранцы были в карантине в городе Карши. Оттуда вылетели в Кабул. Первое впечатление о чужой стране оказалось неизгладимым. Прибытие в Афганистан Сергей Иванович сравнивает со сценами из фильма, когда вокруг царит такая суета, что сложно сориентироваться:
– Сразу бросилось в глаза, что все – в оружии. Яркое солнце, выцветшая одежда, загорелые и смуглые люди. Шум вертолётов, самолётов, одни прилетают, другие взлетают. Всё в непрерывном движении. Кругом горы, из-за чего самолёты при взлёте очень резко набирают высоту. И плюс ко всему почти сразу произошло землетрясение. Многие спрашивали, откуда прилетели, куда будем направлены, а узнав, что в Кандагар, говорили, что придётся сложно.
Туда улетели уже на следующий день, пробыв сутки на аэродроме. А вскоре бойцы и сами стали частью этого беспокойного ритма. Но в молодости любые тяготы воспринимаются и переносятся иначе. К тому же Афганистан – это не только бои. Там много было не только военных, но и гражданских специалистов. Когда всё только началось, в этой стране царило настоящее средневековье, XIV-XV век. А наши люди строили дома, школы, больницы, обучали специалистов, готовили врачей и педагогов. Для солдат же потекли армейские будни.
Во время службы Сергей Иванович был водителем. Ездил на разных машинах. При этом опыт приобретался практически в полевых условиях: в учебке каждый автомобиль попробовали обкатать только по два часа. Многое ли можно так освоить? Учились на ходу, друг у друга. Конечно, довелось бывать и под обстрелами. Но, как он уверяет, жизнь продолжалась:
– На войне человек остаётся всё тем же. И чувства, эмоции – такие же. Люди плачут и радуются, любят и ненавидят, веселятся и грустят. Находилось место и песне под гитару, и боли потерь. Всего в нашей группе было 15 человек из Беларуси. Помимо тех, с кем прилетели, земляков повстречать не довелось. Впрочем, со всеми остальными раззнакомились довольно быстро. Сдружились с ребятами самых разных национальностей бывшего Союза: чеченцами, дагестанцами, абхазами. И для всех нас боевое товарищество – не пустые слова. Сегодня уже можно точно сказать: время не властно над дружбой, проверенной тяжёлыми испытаниями. Со многими поддерживаю связь, тем более что благодаря интернету расстояния теперь значения не имеют. Самым же горьким воспоминанием остаётся гибель моих троих хороших друзей. Каждого из них помню. Причём спустя годы, когда мы сами уже стали родителями, вырастили детей, гораздо острее понимаю, насколько это были тяжёлые потери.
Что же помогало остаться собой, да и в целом выжить в тех условиях? Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что у каждого свой ответ на этот вопрос. Есть он и у Сергея Ивановича:
– В первую очередь, воспитание родителей. Повлияло и то, что раньше занимался вольной борьбой. Любой спорт, если относиться к нему серьёзно, дисциплинирует. И всегда пригодится в армии. Ещё выручала деревенская закалка. Сейчас не модно говорить, что я из деревни родом, а я горжусь этим. С радостью вспоминаю своё детство, местами хулиганское, когда с ребятами носились по улицам, о том, чтобы пить воду только из-под крана, да ещё и кипячёную, даже не думали. А уж сколько мастерили самопалов и прочей «пиротехники» – сейчас подросткам такое и не снилось. Зато благодаря всему этому адаптироваться было гораздо проще.
Помимо подготовки и какого-либо опыта, у солдат, в том числе и у Сергея Садова, были свои приметы и секреты, на которые уповали в надежде, что всё обойдётся:
– В приметы я особо не верил, а вот определённый ритуал был. Перед боем старался ничего не есть. Меня этому научил мой дед-фронтовик, рассказывавший, что для тех, кто недавно поел, любое ранение в живот – это смерть.
К счастью, пули, осколки и инфекции, коими изобиловала Афганская земля, обошли Сергея Ивановича стороной. Отслужив «срочную», вернулся на Родину, а в стране вовсю шла перестройка. Жизнь стремительно менялась. И привыкнуть к новшествам во многом помогло то, что сразу пошёл учиться в Могилёвский пединститут. Студенчество – особая пора. Сидеть и думать о прошлом, о пережитом было попросту некогда. А на втором курсе института стал заместителем председателя областного союза ветеранов войны в Афганистане. Встречались с ребятами, прошедшими боевой путь, общались, поддерживали тех, кому это было нужно, следили и за выводом войск из этой страны. И сейчас, когда уже есть с чем сравнивать, Сергей Садов отмечает, что наши войска ушли достойно, а не сбежали, как впоследствии американцы.
Однако жизнь не стоит на месте, время всё дальше отодвигает события минувших лет, заменяя их повседневными заботами: семья, работа, нередко доводилось занимать руководящие должности, а это куда большая зона ответственности. К слову, как уверяет бывший солдат-афганец, боевой опыт нередко помогает и в мирных делах:
– Сегодня, когда встречаемся с сослуживцами и вспоминаем прошлое, кажется, что это было не с нами. И фильмы про Афганистан не смотрю – там всё не то. Но я не жалею, что был там. Испытание войной закаляет характер. Да и просто служба в армии с её дисциплиной даёт самостоятельность, учит принимать решения и отвечать за них. Делает вчерашнего школьника взрослым человеком, мужчиной. Я считаю, что эту школу жизни нужно пройти обязательно.
И уже в самом конце нашего разговора, возвращаясь к нынешним реалиям и обстановке в мире, Сергей Иванович отмечает:
– Мы не всегда задумываемся над тем, как спокойно жить под мирным небом. Как хорошо, когда приходишь домой – и там светло, тепло, кран повернул – тут тебе и холодная, и горячая вода. Когда дети спокойно играют на улице, а здания не рушатся от обстрелов. Это нужно ценить и беречь…

Олеся ШУТИКОВА

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"