Разрушения, смерть и боль:

Фашисты и их пособники только в одной деревне Старый Быч Кормянского района за период оккупации угнали в рабство более 50 человек, несколько семей оставили без крова, а тех, кто был им неугоден, попросту убивали.

Военным прокурором 120 гвардейской краснознаменной стрелковой дивизии гвардии капитаном юстиции А.К. Сафоновым в присутствии граждан деревни Старый Быч 29 ноября 1943 года был составлен акт о злодеяниях фашистов в период оккупации нашего района. В нём отмечено, что в деревне Старый Быч немцы учиняли издевательства над мирным населением, убивали ни в чём не повинных людей, грабили гражданское население, уничтожали и сжигали жилые дома и на-дворные постройки.
Так, в сентябре 1943 года гитлеровцы расстреляли ни в чём не повинного жителя деревни Старый Быч Андрея Иосифовича Макаревича 1918 года рождения, который шёл по улице. Мимо проезжали на подводах немцы. Один из них прицелился из автомата и выстрелом убил молодого человека. Без вины, без причины, просто ради забавы…
Издевались каратели не только над живыми, но и над мёртвыми. В том же месяце якобы по подозрению в принадлежности к партизанам арестовали Петра Денисовича Дробленкова 1908 года рождения, всячески издевались над ним, заложили пальцы рук в двери, переломали все пальцы, а затем вывели в конец деревни Старый Быч, расстреляли и не разрешали его похоронить.
Отступая под ударами Красной Армии, гитлеровцы в октябре 1943 года зверствовали особенно безжалостно. У Ефимии Кравченко (1911 года рождения) они сожгли дом и надворную постройку. Даже не утруждая себя объяснениями фашисты выгнали из дома саму Ефимию Яковлевну, её шестидесятилетнюю мать, детей Анатолия – 8 лет, Алексея – 4 года, Наталью – 2 года. Немец-факельщик поджёг дом и не подпускал никого, пока не сгорели и сами здания, и всё домашнее имущество, в том числе одежда, обувь, хлеб и другие вещи. На просьбу хозяйки взять хотя бы необходимую одежду, ведь середина осени отнюдь не предвещала тёплых дней, поджигатель нанёс ей два удара прикладом и пытался расстрелять.
В это же время фашисты сожгли новый деревянный дом и надворную постройку, принадлежащие Евдокии Кондрашевой (1902 года рождения). Так же, как и в предыдущем случае, выгнали на улицу хозяйку и её детей Алексея – 16 лет, Татьяну – 14 лет, Ивана – 12 лет, Лидию – 7 лет, Николая – 5 лет. Немец поджёг дом, в котором сгорело абсолютно всё имущество, хлеб, картофель, а также забрали корову, оставив в итоге семью без крова и пищи… А впереди была очередная военная зима, пережить которую в таких условиях да ещё и с детьми на руках казалось попросту невозможным. В ответ на плач Евдокии Леонтьевны гитлеровец пытался её застрелить.
У двадцати жителей деревни во время отступления захватчики забрали коров и лошадей, у некоторых и не одну. Всего же за время оккупации они отняли у населения деревни около ста коров, до 150 телят, полностью забрали свиней, гусей, кур и другой скот, а также изъяли корм, хлеб, картофель.
На каторжные работы из деревни Старый Быч фашисты угнали более 50 человек.
Немецкие власти на временно оккупированной территории чувствовали себя полноправными хозяевами. Цветущие деревни превращались в груды развалин и выжженные пустыри. Земля покрывалась могилами ни в чём не повинных людей. По сей день отомщена не каждая жертва фашизма. И потому прокуратура продолжает расследование…

Олеся Шутикова по материалам предоставленным прокуратурой Кормянского района, фото из сети интернет

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"