Нужен ли детям синквейн?

Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что от родителей сегодняшних школьников то и дело можно услышать нарекания на сложную учебную программу, учебники, написанные непонятным языком, странные задания.
Вот и совсем недавно мне позвонила подруга – мама пятиклассницы. Затруднения у всей семьи вызвало задание по русской литературе, в котором требовалось составить синквейн. Двое взрослых и один ребёнок вынуждены были использовать подсказку «звонок другу». Впрочем, о таком «виде творчества» я сама узнала буквально года три назад. И тогда же, обратившись к википедии, с удивлением выяснила, что это пятистрочная стихотворная форма, которая возникла в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Но, хотя она и существует уже почти столетие, мы не изу-чали её ни в школе, ни в университете. И, наверное, ничего не потеряли.
Итак, синквейн – это стихотворение, написанное по ряду правил. Первая строка – одно существительное, выражающее главную тему, вторая – два прилагательных, выражающих главную мысль или характеризующих героя, предмет, третья – три глагола, описывающие действия в рамках темы, четвёртая – фраза, несущая определённый смысл, и пятая – заключение в форме существительного, ассоциирующегося с первым словом. Строки между собой не рифмуются, никакие стихотворные размеры – ямб, хорей и прочие – не требуются. Просто строится лесенка или ёлочка из слов «на основе анализа и синтеза информации». Однако, положа руку на сердце, ответьте себе на вопрос: что именно развивает такая форма работы? И как объяснить детям, что эта конструкция – стихотворение?
Помните, как раньше в школе от детей требовался развёрнутый ответ? Не только на уроках языка и литературы, но и по другим предметам. Такой подход способствовал развитию речи и мышления. Каждый учился выражать свои мысли, запоминал полученную на уроке информацию. А синквейн? Да, можно сказать, что он помогает структурировать материал, выделять главное. Но нужен ли он в качестве обязательного задания для всех? И почему анализировать информацию можно именно с двумя прилагательными и тремя глаголами?
Сейчас мы во многом возвращаемся к своим традициям, культуре, стремимся сохранить важное и полезное. В чём-то идёт переосмысление привнесённых извне моментов, а новомодные «тренды» нередко вызывают здоровый скепсис. Так почему же мы с одной стороны к западным веяниям относимся критически, а с другой активно внедряем и насаждаем их – и, что самое странное, экспериментируем на детях?
Президент во время совещания с представителями сферы образования говорил о недопустимости постоянного перекраивания учебных программ и планов и бесконечного издания новых учебников. Он подчеркнул, что необходимо вернуться к советскому опыту, взять лучшие пособия и их постепенно дорабатывать, совершенствовать. И хочется верить, что в новых книгах, если и сохранятся такие формы, как тот же синквейн, их составление будет лишь элементом анализа произведений, а не самоцелью.

Олеся Шутикова

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"