Новая экономическая политика на Кормянщине

 На дворе стоял 1922 год… Применявшаяся в годы гражданской войны и военной интервенции политика «военного коммунизма» не удовлетворяла крестьян. В.И. Лениным была предложена Новая Экономическая Политика (измененная Столыпинская реформа). Одним из пунктов экономической программы было расселение малоземельных крестьян на хутора. В марте 1922 года в местечке Корма состоялась волостное собрание, где было принято решение разбить хутора для увеличения посевных площадей. Одна группа переселенцев разбила хутор около Сапогов (старое название Сапожков). Хутор разбивался посреди старого леса “на скорую руку”. Срубленные деревья очищались только от веток, а потому дом получался грубый, похожий на сарай. Отсюда и название Бервяны, с белорусского «бярвенне», “броўны”. Другая группа отстроилась в самой чаще леса (около д. Городок), и в яркие солнечные дни солнечный свет через гущу деревьев проникал на хутор. Название дали – Луч. В начале 20-х годов между Н. Зеньковиной и Городком стоял дремучий лес. Крестьянам на этой территории предложили построить новые хутора. С 1922 года работа закипела. Деревья резались, вырубались и выкорчевывались с помощью лошадиной силы либо вручную. Через 2 года уже стояло 4 дома, были распаханы и разбиты посевные участки. Название этому хутору дали Навынцы (т.е. «жить на вынцах»). В дальнейшем это название упразднено и заменено на официальное – Рассвет. Рядом с Навынцами строились еще два «новоиспеченных» хутора: Красный Бор и Бурный. Когда вырубался лес на дворе, стояла осень. Красные листья клена и дуба окрасили окрестность красными красками, отчего и произошло название. Последним разбивался Бурный. Рядом находилось много ключей, которые образовывали небольшие ручейки. Шум от журчания ручейков был слышен по всей округе. Это обстоятельство и обусловило название хутора. О культурной жизни в местечке в эти времена можно судить по выписываемым периодическим изданиям: «Полесская правда», «Новая деревня», «Набат Молодежи», «Известия ВЦИК», «Безбожник», «Крестьянская газета», «Работник просветей», «Просвет к революции», «На рубежах к новой школе». В 1925 году в местечке Корма кроме православного прихода и еврейской синагоги существовали и протестантские конфессии баптистов и анабаптистов, и даже имелись представители дзен-буддизма.
Продолжение следует.
Материал подготовил Е. Семенков