Война закончилась, и мы остались живы

Два месяца был на фронте Михаил Прокопьевич Черный, но побывал в настоящей мясорубке.
Жил он с родителями и старшим братом Володей в Могилевской области, и было ему 15 лет, когда грянула война. Начался срочный призыв в Красную Армию. Одновременно спасали колхозное добро, чтобы не досталось врагу. Спешно стали эвакуировать скот. Отец с другими мужиками погнал стадо коров. Под г. Оршей немецкие самолеты забросали их бомбами. Чудом уцелев, лесными тропками, возвратился он назад. Брат в этот период был на учебе в г. Минске. Когда фашисты подошли к городу, вместе с другими беженцами он покинул его и стал пробираться домой. Так они оказались в оккупации.
Семнадцатилетний юноша жаждал борьбы и при первой же возможности ушел в партизанский отряд, действовавший под г. Толочин.
— Как партизанская семья, мы были на заметке, — вспоминает ветеран. – Оказались между трех огней – немцами, финнами, которые базировались в г. Друцке, часто наезжали в деревню и творили всякие мерзости: могли, хохоча, загнать до смерти на мотоциклах старуху, выстрелить в кувшин у женщины в руках и всю ее посечь осколками, и это были самые невинные их развлечения. Но хуже всех были полицаи, особенно, добровольцы. Местные, они знали подноготную каждого, мстили тем, кому в свое время завидовали, с кем когда-то были в ссоре, и просто из личной неприязни, чтобы показать свою власть. Поэтому нам часто приходилось скрываться, уходить на ночь в лес, или к другим людям.
Брат вскоре погиб, прикрывая пулеметным огнем отход товарищей. Группа подрывников отправилась на толочинский аэродром, но фашисты там их уже ждали. Как впоследствии выяснилось, в отряде был предатель. Ночью женщины-односельчанки вы-везли на повозке с места боя его с другом – были они два Володи-комсомольца – на кладбище. Только выкопали мы могилу, появились в деревне немцы. Пришлось убегать в лес, иначе бы всех постреляли. Как опасность миновала, вернулись и похоронили ребят по-христиански.
После освобождения в 1944 году отец, а затем и сын были мобилизованы и, кстати, воевали в одной армии под командованием Рокоссовского, но друг с другом не встречались.
В 367 запасном полку под г. Полоцком молодых призывников в краткие сроки обучили стрелять и в составе 67 стрелкового полка отправили на Берлинское направление.
— Бои были страшные, столько наших полегло, мы шли вперед буквально по трупам. Но Берлин взяли. После парада у Бранденбургских ворот принимали участие в разгроме немецкой группировки в Чехословакии. А затем пешим маршем пошли на парад победы в Москву, однако, поскольку дорога была дальней, опоздали. Но главное – война закончилась, и мы остались живы, — завершил рассказ Михаил Прокопьевич.
За участие в военных действиях М.П. Черный награжден орденом «Отечественная война», медалями «За взятие Берлина», «За победу над Германией».
Далее он целых пять лет служил телефонистом при штабе 28 армии в г. Гродно. После демобилизации связал свою жизнь с льнопроизводством. Окончив Оршанский техникум, работал энергетиком и главным инженером льнозавода в г.п. Круглое Могилевской области. В 1968 году его направили на Кормянский льнозавод, которому он и отдал 22 года добросовестного труда. Награжден орденом «Знак почета». После Чернобыльской катастрофы, когда всех в срочном порядке отселяли, сдал квартиру и уехал с семьей на родину. Но два десятка лет не прошли даром – прикипел он к Кормянщине душой, постоянно скучал, тем более, что здесь оставалась дочь, здесь была могила старшего сына, умершего преждевременно, сюда привез и похоронил жену. А теперь приехал сам с сыном на постоянное место жительства. Купили дом на тихой улице в Корме, где весенними зорями любит он, сидя на лавочке, слушать пение соловьев.