Служил честно, работал добросовестно

Все пространство вокруг дома густо усажено всевозможной зеленью. Сразу за воротами вьются виноградные лозы с наливающимися гроздьями. А на приусадебном участке, между плодовыми деревьями, рядами расположились овощные культуры. Все кустится, колосится, тянется вверх, к солнцу. Возле ульев снуют пчелы. Под старой яблоней уютно разместились стол и стулья. Было ясно, что все теплое время года этот райский уголок рукотворной природы – излюбленное место работы и отдыха хозяев.
Ветеран Великой Отечественной войны Николай Карпович Попков любит землю, бережно обращается с ней, и она отвечает на заботу обильными урожаями, щедрым цветением, чистым воздухом. Выйдя в свое время на пенсию, он не заскучал, а занялся своим увлечением.
Родился он в д. Боровая Буда, там, подростком, пережил и фашистскую оккупацию. После освобождения Кормянщины, в апреле 1944 года, в 17 с небольшим лет, был мобилизован.
Дело шло к победе, хотя совсем рядом, под городом Жлобином еще шли бои. Новобранцев не стали отправлять на фронт, а зачислили в учебную часть, стали учить обезвреживать немецкие мины, занятия проходили в помещении бывшей школы в д. Старая Зеньковина. Инструктор Дудкин, ас в своем деле, был очень требователен, так как известно, что сапер ошибается лишь один раз. Несмотря на строгую воинскую дисциплину, все-таки положение было полугражданским, потому что жили на квартирах, питались тем, что могли дать родители. Бедно, голодно, но молодая бесшабашность брала свое. Николай Карпович невольно смеется, вспоминая один случай.
— Попросила нас хозяйка напилить дров. Вынесла две пилы и обе ржавые, тупые. Посмотрели мы на толстенную колоду, почесали затылки и кто-то из нас, четверых, предложил: «Хлопцы, а давайте мы его взорвем». А проучились всего-то дней десять, но уже считали себя большими специалистами. Недолго думая, заложили заряд, подожгли шнур, спрятались. Как ухнуло. Обломки – в разные стороны. Хозяйка выбегает из дома: «Что, опять обстрел?» А разобравшись, схватила палку, и за нами. «Ах вы, шкодники, а если б хату разворотили, себя поранили!»
Уже через месяц знания пришлось применять на практике. Тогда быстро повзрослели и поняли цену жизни. Не раз заглядывали смерти в глаза, хоронили товарищей. После Кормянщины отправили их в Рогачев. Там много дней продвигались они вдоль Днепра со щупами в руках, находили и обезвреживали мины. И опять гремели взрывы, принося гибель и страдания.
На этом война для Н.К. Попкова завершилась. Она была короткой, но страшной. За добросовестное участие в ней награжден орденом Отечественной войны, медалями. Через месяц призвали его на действительную службу, которой отдал он более 7 лет. Служил в пехоте в Уручье и во флоте в г.г. Ленинграде и Пилау (впоследствии Кенигсберг, а теперь — Калининград). Тралил мины, ремонтировал суда, служил в штабе, был киномехаником и поваром.
Много всякого за эти годы происходило. Был свидетелем расстрела дезертиров. Тяжелое было зрелище: перед строем зачитали приказ, взвод автоматчиков вскинул оружие, — и молодые, глупые жизни оборвались бездарно. Понимал, что трусы, но чувство жалости испытывал, ведь вместе ели солдатский хлеб. Едва не погиб из-за невнимательности водителя машины, который принял чуть в сторону с чистой от мин колеи. Произошло это под Минском. Взрывом выбросило на лед какой-то речушки. Когда очнулся, ничего не понял, только почувствовал нестерпимую боль, показалось вдруг, что от него осталась только кричащая голова, потому что тело не ощущал. 43 дня провалялся в госпитале, потом долго отходил от болезни. Участвовал в первом параде Победы. Репетировали по ночам, сильно уставали. Тогда именно убедился, что отлично выспаться можно на ходу, в строю, особенно, если чувствуешь локоть товарища. Торжественно встречал тогдашнего премьер-министра Республики Польша Асубко-Моравского. Транспортировал в г. Сочи белоснежную немецкую шхуну для товарища Сталина, дав подписку о неразглашении.
После демобилизации в 1951 году возвратился домой, в Боровую Буду. Работал секретарем и председателем сельского Совета, счетоводом в колхозе. А потом, переехав в Корму, уже со своей семьей, посвятил свою жизнь кинофикации; помог опыт, полученный еще в армии. На кинопередвижке демонстрировал фильмы в 32 населенных пунктах. Был киномехаником РДК, клуба льнозавода. Как служил, так и работал – честно и добросовестно. Воспитал троих детей, всем дал высшее образование. Имеет взрослых внуков и уже есть правнуки. Все вместе они – большая, хорошая и дружная семья, возглавляет которую, подавая достойный пример, Николай Карпович Попков.