15 марта — Всемирный день защиты прав потребителей

Потребительские права получили международное признание и законность с принятием Генеральной Ассамблеей ООН 9 января 1985 года руководящих принципов для защиты интересов потребителей. Как они распространяются у нас и регламентируют процедуру взаимоотношения потребителя с рынком, производителем, с организацией или субъектом, оказывающим конкретные услуги. И куда обращаться потребителю для устранения какого-либо нарушения его прав. Об этом нашим читателям рассказывает уполномоченный по защите прав потребителей главный специалист отдела экономики райисполкома Н.В. Давыденко.

— Наталья Валентиновна, с каких пор в нашей стране отмечается эта дата?
— Она определена Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 года №157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь». В соответствии с ним ежегодно 15 марта в стране обозначено как День потребителя.
— Известно, что каждый год Международная Федерация потребительских организаций устанавливает тематику его проведения. Что стало основным содержанием 2013 года и чем оно обусловлено?
— В этом году выбрана тема «Потребительское правосудие сегодня». Она призвана способствовать привлечению внимания населения к существующим проблемам в целях повышения потребительской грамотности, информированию о широких возможностях по защите своих прав. Безусловно, ведущая роль в решении задач совершенствования правового обеспечения принадлежит государству, которое определяет «правила игры» для участников гражданско-правовых отношений в сферах приобретения товаров, оказания финансовых, жилищно-коммунальных услуг, связи, перевозок и других. Однако нельзя недооценивать роль самого общества, без концентрации усилий которого даже сильная государственная политика не проявит свою эффективность в полной мере.
— Как у нас на уровне государства защищаются права потребителей?
— В 2002 году принят Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Он определяет общие правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей, решает все возникающие вопросы. Также устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об изготовителях (исполнителях, продавцах), а кроме того определяет механизм реализации этих прав.
— Каким образом в нашем районе решаются вопросы защиты прав потребителей? И знают ли люди, куда им обращаться в спорных случаях ?
— Эффективность системы защиты напрямую зависит от быстрого и качественного решения потребительских проблем, причем административное или судебное вмешательство должно быть скорее исключением, чем правилом. У нас в районе следует обращаться в отдел экономики райисполкома ко мне, уполномоченному по защите прав потребителей, в кабинет 411 . За 2012 год поступило более десяти устных обращений граждан. Всем было разъяснено законодательство и оказана юридическая помощь. Все возникшие вопросы урегулированы в досудебном порядке.
Следовательно, задача потребительской политики государства и общественной защиты прав потребителей создать такую правовую среду, в которой установлен разумный баланс между непосредственно правами потребителя и интересами производителя. И тематика Всемирного дня защиты прав потребителей этому полностью соответствует.
Галина Лисименко

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"