Скажи-ка, школьник, чем ты сыт?

Среди некоторых современных мам детей школьного возраста упорно бытует мнение, что в школьной столовой готовят невесть как, поэтому их драгоценное чадо голодает. «Чем только живет мой мальчик, отказывается от завтраков и обедов в школе? Готовят так, хоть на собаку выплесни…», — невольно услышала как-то разговор двух родительниц. И для того, чтобы школяр в стенах второго дома окончательно не «умер» с голоду, заботливая материнская рука сует в его ранец «ссобойки» для перекуса, в виде упаковки чипсов, сухариков, шоколадных батончиков, наносящих растущему организму больше вреда, чем пользы. Схрустев завтрак еще по пути в школу, ребенок, естественно, откажется от витаминного салата и каши с маслом. А между тем именно они приносят пользу, дают чувство сытости и легкости маленькому организму.
Работая в отделе образования, я поневоле часто сталкиваюсь со школьным меню, которое тщательно разрабатывается и утверждается на уровне руководителей: общепита, РОО, РЦГиЭ. За приготовлением пищи ведется постоянный контроль со стороны ответственных работников отдела образования, педагогов школы, специалистов санстанции. Меню сбалансированное, очень разнообразное, включает в себя качественные натуральные ингредиенты: мясо, рыбу, молочные продукты, овощи, фрукты, соки. И не стоит утверждать, что даже из хороших продуктов школьные повара умудряются готовить плохо. Неправда, вкусно готовят. И не только, когда ожидается проверка. Качественную пищу ребятам подают ежедневно. Просто отдельные мамочки не утруждают себя приготовлением полноценных завтраков, обедов и ужинов. Вследствие чего ребенок, по милости родителей, привыкает к той еде, которую видит на домашнем столе – те же колбасы, сосиски, ветчину. Убеждена, что многие мамы, вместо творожных и крупяных запеканок, овощных рагу и молочных каш, казалось бы, простых, но требующих времени, щепетильности и терпения при приготовлении – то скипит, то пригорит, жарят любимую, с обожаемыми пригарочками, картошечку, суют ребенку бутерброд с копченостями, сладости и все на этом. Может это и вкусно, и даже изредка можно, но вредно. А школьные тети-повара строго по рецептуре терпеливо кашеварят, помешивая, подсыпая, подкладывая все самое нужное и полезное в большой, пузатый котел, от которого исходит вкуснющий запах. А еще по себе знаю причину отказа некоторых учащихся от еды в школьной столовой – за компанию.
Когда-то и я ходила в такую же, еду которой, кстати, обожала. С наслаждением уплетали мы манную и пшенную каши, рассольник и гороховый суп, оладьи и сырники, компоты и кисели, все такое же, как и сейчас. Мой класс наполовину состоял из деревенских ребят. И нам, сельской детворе, встающей с петухами, добирающейся до школы за 4-5 километров, вкусным было все, что ни подадут. Не зря говорят, что лучшая приправа – это голод. Мы сметали содержимое тарелок с таким удовольствием и быстротой, что повариха и глазом моргнуть не успевала, да еще и за добавкой в очередь становились. Но стоило какой-нибудь капризной маменькиной дочке сесть за стол и сказать противное, роковое «фи», мы, сельские ребята, как по команде отодвигали тарелки даже с самой вкусной едой. Мы держали марку, нам не хотелось быть осмеянными, мол, этой деревне, что ни дай, съест все. Думаю, что и сейчас в школе существует такое. Не зря говорят: «Одна паршивая овца все стадо портит». Вот такая правда о вкусной и здоровой пище в школьной столовой.
Зоя Горбачева

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"