Ваш ребенок готовится стать школьником

индив. занятиеНе за горами новый учебный год. Для многих малышей он станет очередным этапом в жизни – они пойдут в первый класс. Для благополучного пребывания детей в школе им нужно владеть полноценной речью и устранить все, что мешает свободному общению с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений. Однако постепенно его круг связей с окружающим миром расширяется. Школьное обучение предъявляет новые требования к его речи, вниманию, памяти.
Существуют особые критерии, по которым можно определить готовность к школе. Ребенок должен четко произносить звуки всех фонетических групп, уметь слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка. Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Дети должны уметь анализировать и синтезировать звуки, пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных. Речь ребенка должна быть развернутой, фразовой.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих (в первую очередь по языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Недостаточно развитая речь создает серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разно-образных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
Родителям стоит обратить внимание на фонематические и лексико-грамматические нарушения, которые не всегда заметны. Они самым серьезным образом влияют на усвоение ребенком школьной программы.
Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Это поможет предотвратить трудности общения ребенка в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребенка к школе:
— создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
— проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию его недостатков;
— не ругать ребенка, ненавязчиво исправлять неправильное произношение, не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
— осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения. Речь взрослых должна быть четкой, ясной, грамотной, словарный запас детей должен накапливаться.
Часто родители не слышат недостатков речи своих детей, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.Так теряется благоприятное для коррекционной работы время, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок.
В такой ситуации критические замечания не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом помощь родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.
Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у них есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.
Благодаря совместной работе учителя-дефектолога, педагогов и родителей удается своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать уверенность в своих возможностях.
В. Чупругина,
учитель-дефектолог детского сада №1

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"