История большой жизни. 90 лет отмечает жительница Литвинович Вера Ивановна Короедова

Дожить до 90 лет – это подвиг для женщины, детство которой пришлось на коллективизацию, отрочество – на оккупацию, юность и молодость – на тяжелый послевоенный период.
Все пережила Вера Ивановна Короедова из агрогородка Литвиновичи, в том числе хрущевскую кукурузную эпопею, брежневский застой, горбачевскую перестройку, развал Советского Союза. Родила семерых детей, двоих похоронила в детстве, а пятерых вырастила и воспитала. С ранних лет трудилась в колхозе, а затем 34 года уборщицей в школе. Имеет 16 внуков, 26 правнуков и 5 праправнуков, которыми любима, любит и сама, интересуется всеми событиями в их жизни, раздаривает пенсию, радуясь тому, что в своем возрасте может приносить пользу. Живет она в заботе и холе с семьей младшей дочери Татьяны, которая тоже 34 года отдала местному дошкольному учреждению и, будучи воспитателем, подготовила и отправила в школу 30 выпусков ребятишек, а в прошлом сентябре вышла на пенсию. Она часто и с удовольствием слушает воспоминания мамы о прошлом и уже, кажется, знает все, но всегда находится что-то новое, ведь история большой жизни – это книга, которую можно читать бесконечно. Вот и сейчас идет тихий рассказ, в котором многое знакомо, но окрасилось иными чувствами, дополнилось другими подробностями.
Короедова…Летом 1941 Вере Ивановне было почти 14 лет, но училась она только в 6 классе, потому что приходилось нянчить четырех младших сестренок и братишку. Отец умер за год до войны, и семья бедствовала. Много всего довелось испытать в войну, Вера Ивановна до сих пор удивляется, как выжили и уцелели. Помогла корова, без нее умерли бы с голода. Вместе с ней прятались в лесу, убегали. Однажды чуть не лишились кормилицы.
– Смотрим, а со стороны Семеновки плывет огромная черная туча, – продолжает Вера Ивановна. – Что такое? Пригляделись, а это дым – горит лес. Заметались, не зная, что делать. Моя сестра кинулась за коровой на луг, и вдруг бежит назад и кричит: «Немцы, немцы!». У нас и ноги у всех отнялись. А фашисты – на мотоциклах, в касках. И корову нашу на привязи тащат. Окружили людей. Подъехала машина, из нее вышел офицер. И тут мама бросилась ему в ноги и стала умолять, чтобы отдали корову-кормилицу. Он брезгливо так поморщился, махнул рукой и забрался опять в машину. Все поехали дальше, а корова осталась стоять. Мама долго плакала, не веря своему счастью.
Когда начались бои за освобождение, большинство жителей, предупрежденных об опасности, ушли за Сож, в партизанскую зону, где прожили полтора месяца. А решившие остаться, были вынуждены покинуть свои дома и идти, гонимые немцами, в сторону Польши, оставляя за собой тела погибших от голода, болезней и вражеской пули. Выжившие дошли до Пинских болот и уже готовились в концлагере принять смерть в печах крематория, но по какой-то причине были отпущены на волю. Среди них был и 15-летний Василий, ее будущий муж.
После освобождения весь центр деревни оказался разрушенным, сожжена была и школа, дети учились по чужим домам, но Вере Ивановне не довелось продолжить образование. Случилось так, что она как старшая готовила что-то на открытом огне в гильзе, приспособленной под посуду. Потянулась зажечь лучину, варево опрокинулось, ошпарив ей живот. Лечение шло трудно и долго, а после стало уже не до учебы, надо было работать.
В колхозе пахала, сеяла, полола, жала вместе со всеми вручную. До сих пор у нее на руках сохранились шрамы от серпа. В 1948 году вышла замуж. Со спутником жизни ей повезло – Василий Кондратович оказался хозяйственным, толковым и заботливым человеком. Построил дом и потом, на протяжении всей жизни, расширял, благоустраивал. Эстафету передал сыновьям и внукам. Теперь они следят за ним, вовремя ремонтируют.
Семья вышла на загляденье. Дети воспитывались в труде, вели себя примерно, учились хорошо, никогда не имели каких-либо замечаний. Помогали родителям по дому и хозяйству, дочери получили средне-специальное образование, сын – высшее.
– Сколько себя помню, – вспоминает Татьяна Васильевна, дочь Веры Ивановны, – мама с папой привечали детей со всей улицы. Папа возил председателя колхоза и когда попадал в город, а бывало, колхозные яблоки отвозил в Москву, то приезжал оттуда с гостинцами и оделял каждого. Если это была банка повидла, то намазывал на кусочки хлеба, если карамельки, то раздавал по одной, чтобы всем хватило. По тому времени это было большое лакомство. В 1992 году папы не стало, но его щедрость помнят до сих пор.
90-летний юбилей Вера Ивановна отметила в кругу большой и дружной семьи. Полсотни человек сидело за столами, они собрались под отчим кровом, чтобы поздравить свою любимую долгожительницу и высказать теплые пожелания, ведь все они — ее продолжение.
Галина Лисименко
Фото М. БОГДАНОВИЧА

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"