Советы психолога. Прежде всего – это дети

ContentFileImages_159_rebenokИнвалидность, которая ограничивает возможности маленького человека, может быть вызвана разными диагнозами. Аутизм, задержка умственного или психического развития, ДЦП генетические патологии. Болезнь может повлиять на интеллект или не затронуть его. Но, так или иначе, такие дети очень неуютно чувствуют себя в обществе. Эта тема обсуждается настолько редко, что мы порой даже не знаем, как себя вести, оказавшись рядом с таким ребенком. Предложить помощь? Выразить сочувствие? Сделать вид, что все нормально? Пройти мимо, спрятав эмоции? А эмоции появляются в любом случае. Дети, которые выглядят и ведут себя иначе, притягивают внимание, как и все необычное. Но что они чувствуют при этом? Ведь, прежде всего, это просто дети, полноправные личности. Только, в силу своего состояния, они живут и воспринимают мир по-другому. Как общаться с ними и как вести себя в их присутствии, чтобы не ранить бестактностью или непониманием?
— Общаясь с ребенком-инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, родителю.
— Обращайтесь с детьми-инвалидами по имени, а уже с подростками – как со взрослыми.
— Естественно пожать руку человеку с инвалидностью – даже тем, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом.
— При встрече с человеком с ослабленным зрением обязательно называйте себя и всех, кто с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.
— Предлагая помощь, подождите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если не поняли, не стесняйтесь – переспросите.
— Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.
— Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко.
— Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника.
— Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.
— Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.
— Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.
— Не бойтесь заводить разговор с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят живое общение.

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"