Смерть из жалости…: акция Т4

Ограничение жизненных прав физических инвалидов и психически больных широко практиковалось в нацистской Германии ещё в предвоенные годы.

Жить нельзя – умереть
В 1933 году в Германии был принят закон о предотвращении рождения потомства с наследственными заболеваниями. Документ предусматривал принудительную стерилизацию определённых категорий граждан с целью сохранения чистоты «арийской расы» и предотвращения рождения потомства с возможными генетическими заболеваниями. Всего за период с 1933 года по 1945 год были насильственно стерилизованы около 400 тысяч человек.
Немецкую медицину того времени в значительной мере превратили в средство реализации не поддающейся научному обоснованию расовой биологической идеологии. Подобные представления, например, в форме социал-дарвинизма, приобрели влияние в официальной идеологии многих капиталистических стран ещё на рубеже XIX и ХХ веков. Тесное отношение к характерной для немецкого фашизма политики уничтожения психически больных имели такие предпосылки, как «евгеника» – учение о биологическом управлении развитием населения, требование о допуске активной эвтаназии и одностороннее представление о наследственной обусловленности, неизлечимости и социальной опасности психических заболеваний.
«Евгеника» была основана на фундаментальной для теории социального дарвинизма монистической аксиоме, согласно которой законы природы, изложенные в дарвиновской теории эволюции и теории естественного отбора, действуют в том числе и в социуме. Исходя из этой предпосылки, была сформирована теория социального дарвинизма, согласно которой улучшение человеческого рода проистекает из соблюдения законов борьбы за существование и естественного отбора в социальной и этнической стратификации.

Милость или смерть?
В 1929 году в Нюрнберге был основан «Национал-социалистический союз немецких врачей». Он выступал за политический план Гитлера и защищал расово-биологические идеи. Его представители после захвата власти нацистами в 1933 году стали осуществлять руководящие функции в государственном здравоохранении, социальных и научных организациях медицинского профиля. Эти люди, занявшие после 1933 года ответственные посты, официально обесценивали страдающих психическими заболеваниями. Это позволило осуществить требования «эвтаназии». В 1935 году в Штутгарте была опубликована книга с названием «Милость или смерть?» немецкого врача Клингера. В ней автор выдвигал тезис о «жизни, недостойной самой жизни» и о необходимости принудительной эвтаназии для тяжёлых больных. Правительственный советник врач Бёме написал на книгу хвалебную рецензию с обращением к правительству изменить существующее в Германии законодательство. Ведь вплоть до 1939 года германские законы рассматривали эвтаназию как убийство.
Одной из самых страшных и чудовищных практик было уничтожение людей с различными формами отклонений. В эту категорию входили разные социальные группы: неизлечимо и психически больные, умственно отсталые люди. При их уничтожении закладывалась, якобы, гуманная идея «осуществлять смерть из жалости». В науке эта практика известна как «Акция Т4» или «Акция Тиргартенштрассе 4». В 2004 году немецкий психиатр Микаэль Кранах подобные преступные цели охарактеризовал так: «Это была не эвтаназия в её строгом медицинском смысле, это было не «убийство из сострадания». Оно осуществлялось особо жестоким и бесчеловечным образом без каких-либо намёков на сострадание или чувство собственного достоинства… неумеренная жестокость, безнравственность и жажда убийства».
Программа предусматривала расовую гигиену через очищение «арийской расы» от людей, существование которых, согласно господствовавшим представлениям, влияло на появление здорового потомства. Прежде всего это коснулось пациентов психиатрических клиник, а также тех лиц с психическими расстройствами, которые выявлялись через врачей амбулаторного звена и частных психиатров.

Лишние люди для экономики Германии
Причиной массовых убийств было не только проведение расовой гигиены для уничтожения лиц, болезни которых могут передаваться потомству, но и чисто экономические мотивы. Категорию нетрудоспособных национал-социалистический режим рассматривал как лишних людей. Вопросы полезности регламентировались внутренними документами программы T4: «Производить уничтожение всех, кто неспособен продуктивно работать, а не только лишённых рассудка».
Первоначально эта акция проходила на территории Третьего рейха. Для поддержки населением программы T4 проводились шумные пропагандистские кампании. Людей убеждали в том, что программа экономически выгодна. Согласно документу, найденному впоследствии в замке Хартхайм, до 1 сентября 1941 года было умерщвлено в рамках программы 70 273 человека. В документе отмечалось: «Учитывая, что данное число больных могло бы прожить 10 лет, сэкономлено по стране 885 439 800,00 рейхсмарок».
18 августа 1939 года министерство внутренних дел Германии издало распоряжение об обязательной регистрации всех детей с физической или умственной инвалидностью. Параллельно проходила акция по статистическому учёту физических инвалидов и душевнобольных, проживавших в учреждениях Германского рейха.
В самом начале действия программы уничтожались только неизлечимо больные дети до 3 лет. Позже эта мера распространилась и на подростков до 17-летнего возраста. Показанием для убийства была любая серьёзная наследственная болезнь. Сюда входили идиотия, синдром Дауна, микроцефалия, гидроцефалия, уродства всех видов, паралич и спастические расстройства.
В 1940 году в Вене была основана Немецкая ассоциация детской и подростковой психиатрии и смежных дисциплин. Уже на первой конференции было сочтено необходимым определять ценность жизни каждого ребёнка в соответствии с экономическими критериями. Детей, чья ценность была определена негативным образом, следовало направлять на эвтаназию.
Ответственными за выполнение программы Т4 были назначены руководитель канцелярии Гитлерарейхсляйтер и обергруппенфюрер СС Филипп Боулер, имевший опыт работы с детской эвтаназией, и личный врач Гитлера Карл Брандт. Непосредственными исполнителями – руководитель программы Т4 гауптштурмфюрер медицинской службы СС доктор психиатрии Вернер Хайде (он же Фриц Саваде) и его заместитель доктор Пауль Ниче. Важным деятелем в законотворческой части программы Т4 был рейхсминистр внутренних дел Вильгельм Фрик.
В октябре 1939 года Гитлер официально назначил Боулера и Брандта организаторами программы T4: «Рейхсляйтер Боулер и доктор Брандт назначаются мной ответственными в расширении числа врачей для обеспечения «смерти из жалости» для смертельно больных пациентов при соответствующем врачебном заключении».

Жестокие и бесчеловечные способы эвтаназии
Выбор способа эвтаназии был предметом дискуссий. Вначале предполагалось использовать внутривенные инъекции специальных медицинских препаратов или воздушную эмболию, вводя шприцем воздушную пробку прямо в вену. Врачи, участвовавшие в программе, пришли к решению о нецелесообразности такого метода по чисто техническим соображениям. Было решено изыскать новые способы. Ответственным за выбор наиболее эффективного метода умерщвления жертв нацистов был назначен группенфюрер СС Артур Небе. Его подчинённый и директор физико-химического отдела института криминологии Альберт Видман предложил для этих целей использовать угарный газ. Первое умерщвление газом пациентов состоялось в Бранденбурге в январе 1940 года. Именно в рамках программы Т4 впервые, ещё до применения в концентрационных лагерях, нацистами были использованы газовые камеры, в том числе и передвижные. Внутрь камеры подавались выхлопные газы двигателя внутреннего сгорания автомобиля.
С лета 1941 года на оккупированных территориях стало практиковаться умерщвление душевнобольных путём их подрыва гранатами. Так, в сентябре 1941 года в лесу под Минском был произведён пробный подрыв по меньшей мере 24 пациентов Минской психиатрической больницы. Людей заперли в блиндаже, а затем взорвали его. Некоторые пациенты выжили после взрыва, и когда они, обливаясь кровью, попытались выкарабкаться, их вернули обратно и убили с помощью большего заряда взрывчатки. Однако из-за неуверенности в полном успехе и из-за того, что приходилось собирать далеко разбросанные части тела, этот метод не укоренился.
Продолжение следует…

Елена ЛЕЩЕНОК по материалам Национального архива Республики Беларусь

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"