«Я сильная, а значит я смогу!..»

Имя Татьяна с давних времён прижилось в Беларуси, здесь его считают своим. В большинстве коллективов и семей имеется хотя бы одна своя Таня.

Но, несмотря на такую популярность, имя имеет греческие корни. Устроительница, учредительница, строгая исполнительница своих стремлений. Кажется, оно как нельзя лучше характеризует женщину, чья миссия – мир и созидание – символы нынешнего года в Беларуси. Именно такими чертами обладает наша сегодняшняя героиня Татьяна Беляцкая, директор Лужковской базовой школы Кормянского района.

Хорошо делай то, что делаешь каждый день, и завтра, будет лучше, чем сегодня
О том, что такое труд, Татьяна Петровна знала с детства. Работящие родители, настоящие герои своего времени, все силы отдававшие сельскому хозяйству, приучали к этому и своих двух сыновей и обеих дочерей. Они и сейчас помнят завет отца, на всю жизнь врезавшийся в самую глубину души: «Кем бы вы ни стали, какие бы профессии ни получили, работайте так, чтобы нам с матерью не было стыдно за вас ни при жизни, ни потом». Так и сложилось: ребята со школьных лет старались становиться лучшими во всём, подавать пример, быть достойными своих мамы и папы.
Юная Татьяна прекрасно постигала азы школьных наук, мечтая об экономической специальности. Но судьба распорядилась по-другому. Вступительные экзамены в институт прошли не так, как планировалось, поэтому вчерашняя выпускница стала пионервожатой в родной Ворновской школе. Молодая, активная, инициативная девушка, всей душой отдававшаяся тому, чем занималась, так увлеклась, что в конце концов поняла: совсем не экономика дело её жизни, а педагогика. С лёгкостью поступив в педагогический институт, а затем окончив его с отличными оценками, пришла на своё постоянное место работы – в Лужковскую школу. Учитель, классный руководитель, заместитель директора и, наконец, директор – такова хронология её наставничества. Увлекая за собой других, увлеклась сама.

Татьяна Петровна рассказывает:
«Признаюсь, предложения возглавить разные школы Кормянщины поступали неоднократно, но всё было как-то боязно. Казалось, что не смогу так, как другие руководители. Но Наталья Сидорова, бывшая на тот момент начальником отдела образования, убедила, что потенциал во мне есть. И, видимо, была права. Вот уже почти десять лет я занимаю эту должность. Расту вместе со своими детьми, развиваюсь и стараюсь не останавливаться на достигнутом сама и применять этот принцип по отношению и к учреждению, и к коллегам».
Коллектив – это именно то, что Татьяна Петровна считает важнейшим в работе, главным своим творением. А педагогический коллектив, состоящий в большей степени из женщин,– ярчайшим примером женской силы, способной воплощать в жизнь самые смелые мечты, достигать поставленных целей.

«Когда рядом крепкое, надёжное плечо, на которое можно положиться в любых делах, когда есть верные товарищи, ставящие перед собой те же цели, что и ты, с которыми вы желаете одного и того же, работа идёт совсем по-другому. Можно горы свернуть! А рядом со мной работают именно такие», – утверждает директор Лужковской школы.

Возвращаясь в прошлое, вспоминает своего первого руководителя. Именно он стал для неё навсегда тем человеком, на которого хочется быть похожим, с которым сравниваешь других.

Татьяна Петровна рассказывает:
«Фёдор Макарович Сафонен- ко – человек послевоенного времени, сильный духом мужчина, настоящий директор школы. Не руководитель, управленец, как сейчас принято говорить, а именно директор. Он умел найти подход к окружающим, при этом был строгим, но справедливым. Говорил чётко, по делу, требовал от других и сам показывал результат. Его характер закалила война. Таких уже нет и не будет – времена сейчас иные, мир меняется. Мы должны соответствовать новым реалиям. О прошлом забывать нельзя, а будущее строить на основе опыта минувших поколений. Тогда и будет счастье. А для меня счастье, как бы банально это ни звучало, – мир во всём мире».

Семья – это не просто ячейка общества, а место, где берёт начало мир и созидание
Как и многие руководители, лидерские качества Татьяна не оставляет на работе. Волей-неволей приносит их домой. Она вспоминает, как во времена, когда дочь и сын ещё были школьниками, в минуты их шалостей то и дело применяла «воспитательные моменты». На что сын, шутя, парировал: «Мама, выключи директора». После такого напоминания на лице женщины появлялась улыбка, а мальчика уже обнимала не строгая Татьяна Петровна, а любящая и ласковая мамочка. Хотя, конечно, дисциплина в доме присутствовала. А как же без этого? Воспитывала детей, руководила классом, а затем и школой, отдавая этому всю себя. В разговоре обсуждаем с Татьяной Петровной популярное сейчас убеждение: женщина на первое место должна ставить саму себя, а уж потом семью, карьеру и прочие моменты.

Моя собеседница с этим категорически не согласна:
«Это же какой-то эгоизм. Разве может эгоизм быть здоровым? Всю жизнь человека сопровождает ответственность: за семью, за работу, за других людей. Ведь мы сами выбираем этот путь, значит должны отвечать за него. А когда речь идёт о детях, то особенно».

А дети это видели и ценили. Сейчас они уже взрослые, у каждого своя семья и дети. Дочь получила диплом о высшем образовании и стала учителем биологии, а сын окончил среднее специальное учреждение и работает по самой настоящей мужской профессии – водителем. Частенько бывают у мамы вместе с внуками и с удовольствием замечают: им она старается дать то, на что когда-то не хватило времении с собственными детьми, – минуты, проведённые вместе.


Обязательно в своём дне находите минутку для общения с детьми. Времена всегда были и будут непростыми, человек всегда куда-то бежит. Но то, что ребёнок запомнит на всю жизнь, зависит от нас: или вечно занятых родителей, или 15 минут проведённых вместе. Ну и пусть это лишь 15 минут, зато какие!

Татьяна Беляцкая

Дети – это причина, по которой я хочу вставать каждое утро
Все наши разговоры с Татьяной Петровной, с чего бы не начинались, непременно сводились к детям и школе. Они, пожалуй, главнейший ориентир в жизни женщины. Ну, а как по-другому? Сначала свои, а потом ученики, которых тоже всегда считала «своими». Во времена классного руководства горой вставала за подопечных, если где-то заходила о них речь. Даже изрядно нашкодившего хулигана всегда старалась защитить, уберечь от общественного порицания, предпочитая ему индивидуальную беседу. Но это уже потом, когда страсти улягутся, и без свидетелей. А радость за достижения учеников порой превышала радость за собственные успехи. К слову, выпускники и сейчас не забывают своих педагогов, регулярно навещая их в стенах родной школы. Интересно наблюдать за их судьбами: какими они стали, какую дорогу в жизни избрали. Многие остались на Кормянщине, продолжают жить и трудиться, принося пользу малой родине. За каждого учитель испытывает особую гордость, ведь в их успехах есть и лепта, внесённая лужковскими педагогами. И тут уже неважно, кто кем работает, в какой сфере нашёл себе применение: стал успешным предпринимателем, прекрасным воспитателем, толковым водителем, многодетным родителем, врачом от Бога… Главное – прежде всего оставаться человеком.

Татьяна КУЛАКОВА, фото автора

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"